Форум » МТЦ-2009 » Этический критерий : анализ творчества А.С. Пушкина » Ответить

Этический критерий : анализ творчества А.С. Пушкина

Margo: Этический критерий : анализ творчества А.С. Пушкина Александра Сергеевича Пушкина принято чтить. Он «наше всё», «солнце русской поэзии». Он велик – это не подлежит сомнению. Все мы учили в школе : «я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Даже те, кто относится пренебрежительно к любой поэзии, считают Пушкина гением. Не считать так – святотатство. Пожалуй, будет неплохо вдохнуть, так сказать, аромат его стихов, прочесть-таки, что же он написал (не так уж мало среди нас, кто чтит, не читая). При чтении будем руководствоваться этикой, т.е. анализировать стихи с точки зрения совести, которая есть у каждого из людей. Хорошо то, что по совести, плохо то, что против неё. Раз Гений, раз Солнце, раз Всё, он не мог писать плохого, его творчество должно быть хорошим, т.е. по совести. Что же бросается в глаза? 1. Неприкрытый разврат его стихов. Аромат весьма-весьма дурной. В его стихах практически нет любви, сплошной разврат. Складывается впечатление, что А.С. вообще не отличал любовь от разврата. Даже друзьям и о друзьях он несёт, прямо скажем, похабщину : Но скоро сча́стливой рукой Набойку школы скинет, На бархат ляжет пред тобой И ноженьки раздвинет. Это про молодую девушку. Или : Я научил послушливую руку Обманывать печальную разлуку И услаждать безмолвные часы, Бессонницы девическую муку. Или : Слезами только буду сыт, Хоть сердце мне печаль расколет. Она на щепочку <нассыт>, Но и <понюхать> не позволит. Шутка такая, наверное. Не на публику, в альбомы приятелям. Вы бы смогли написать такое друзьям? От лицейских лет до безвременной кончины идеалы Пушкина не меняются. Пусть владеет мною он! Веселиться — мой закон. Он – это Эрот. 15-летний юноша четко знал, что ему надо от «любви». Возможно, он искренне считал, что это и есть любовь. В крови горит огонь желанья Душа тобой уязвлена, Лобзай меня: твои лобзанья Мне слаще мирра и вина. Любовь и вино Нам нужны равно; Без них человек Зевал бы весь век. Любовь? Или разврат. Половая озабоченность доходит до святотатства. Шестнадцать лет, невинное смиренье, Бровь тёмная, двух девственных холмов Под полотном упругое движенье, Нога любви, жемчужный ряд зубов… Зачем же ты, еврейка, улыбнулась, И по лицу румянец пробежал? Нет, милая, ты право обманулась: Я не тебя, — Марию описал. Он улетел. Усталая Мария Подумала: «Вот шалости какие! Один, два, три! — как это им не лень? Могу сказать, перенесла тревогу: Досталась я в один и тот же день Лукавому, архангелу и богу». Моим речам придай очарованье, Понравиться поведай тайну мне, В её душе зажги любви желанье, Не то пойду молиться сатане! Ничего себе страсти. Вот трагедия. Таким содержанием наполнены практически все стихи Пушкина. Отвлечься от этой темы он был, похоже, просто не в силах. 2. Неприязнь к России. У всех свои пороки. Зато он пылал любовью к Отечеству, нам говорили в школе. Однако, можно обнаружить обратное, доходящее до клеветы на него. И мы о камни падших стен Младенцев Праги избивали, Когда в кровавый прах топтали Красу Костюшкиных знамен. Русские никогда не убивали младенцев. Посмотрим, что еще говорит поэт в этом стихотворении : Певец! издревле меж собою Враждуют наши племена: То наша стонет сторона, То гибнет ваша под грозою. Это о Польше и России. «Враждуют наши племена». Положите руку на сердце – никаким русским не нужна вражда с Польшей. А полякам – вражда с Россией. Скорее всего, не Польша враждует, и не Россия. К чему взваливать вину за войны на народы, покрывая тех, кто эти войны разжигает, и кто не имеет никакого отношения ни к русским, ни к полякам, ни к каким другим народам. Любовь к России у А.С. почему-то порой приводит к желанию окунуть Россию в реки крови : Мне бой знаком — люблю я звук мечей; От первых лет поклонник бранной славы, Люблю войны кровавые забавы, И смерти мысль мила душе моей. Это Пушкин пишет от своего имени. Может, ему и мила война, кровь, смерть, но, если по совести, людям она не мила ничуть. А.С. приветствует пролитие русской крови. Вы грозны на словах — попробуйте на деле! Иль старый богатырь, покойный на постеле, Не в силах завинтить свой измаильский штык? Иль русского царя уже бессильно слово? Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды, От финских хладных скал до пламенной Колхиды, От потрясённого Кремля До стен недвижного Китая, Стальной щетиною сверкая, Не встанет русская земля?.. Так высылайте ж к нам, витии, Своих озлобленных сынов: Есть место им в полях России, Среди нечуждых им гробов. Звал бы «витий» сразиться с собой, а то все поля России призывает залить кровью. Сильна ли Русь? Война, и мор, И бунт, и внешних бурь напор Её, беснуясь, потрясали — Смотрите ж: всё стоит она! Это не похоже на восхищение Русью. Как росс, питомцем славы пал! Ты пал, и хладною косою Едва скошенный, не увял! За Русь, за святость алтаря. Ретивы кони бранью пышут, Это не идеал. Выходит, вперед, росс, падай в новом бою, сироти детей. 3. Образ России в стихах Пушкина. Посмотрим, как он описывает русских в своих стихотворениях. Блажен, кто с добрыми друзьями Сидит до ночи за столом И над славянскими глупцами Смеется русскими стихами; Русские глупцы. Пой, ямщик! Я молча, жадно Буду слушать голос твой. Месяц ясный светит хладно, Грустен ветра дальний вой. Пой: «Лучинушка, лучина, Что же не светло горишь?» Русские унылы. Здесь на тебя как лютый зверь Глядит хозяин, а с хозяйкой… Небось, не выманишь за дверь Её ни честью, ни нагайкой. То ль дело Киев! Что за край! Валятся сами в рот галушки, Вином — хоть пару поддавай, А молодицы-молодушки! Это всё, что смог сказать про Киев великий русский поэт. Вспомним, Петра славить у него получалось лучше. 4. Отсутствия сострадания и соучастия в стихах поэта. Бросается в глаза отстраненность стихов Пушкина. Он в них никому не сочувствует, не выдает никакой нравственной оценки, он как будто смотрит со стороны и порой усмехается. Хотя, описывая людское горе, смотрит пророчески в корень : И горд и наг пришёл Разврат, И перед ним сердца застыли, За власть Отечество забыли, За злато продал брата брат. Рекли безумцы: нет Свободы, И им поверили народы. И безразлично, в их речах, Добро и зло, всё стало тенью — Всё было предано презренью, Как ветру предан дольный прах. И всё же, это горе как бы не имеет к нему отношения. С волненьем сына ухватила И к ней приближилась она; Склонилась, тихо положила Младенца на порог чужой, Со страхом очи отвратила И скрылась в темноте ночной. Так описывается поэт описал, как мать подкидывает сына-младенца. Бесстрастно, как будто смотрит на все это со стороны, как зритель. До этого он так же бесстрастно описывает будущие страдания ребёнка, который будет расти без родителей. Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою. Это после кораблекрушения, в котором погиб весь экипаж, остался лишь «певец». Ни сочувствия, пение прежних гимнов и просушка одежды. 5. Пушкину свойственна любовь к Закону с большой буквы. Владыки! вам венец и трон Дает Закон — а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон. Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. Закон ведь может быть разным. Например, мы сегодня видим, как страну разграбили по закону. Пушкин, знавший Ветхий и Новый завет, наверное, знал слова апостола Павла, обращенные к римлянам, излишне уповавшим на закон : «Ибо когда язычники, не имеющие закона, благодаря природе делают законное, они, хотя и не имеют закона, сами себе закон. Они показывают, что дело закона написано у них в сердцах, когда вместе с ним свидетельствует их совесть и их рассуждения, то одно, то другое, обвиняют или же извиняют их.» Совесть важнее закона, ведь закон может быть антинравственным. Таким образом, анализ данных стихотворений А.С. Пушкина, учитывая, что натура человека является цельной, проявляется во всех областях, показывает, что его творчество входит в противоречие с этикой.

Ответов - 0



полная версия страницы